- КАМПУЧИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
КАМПУЧИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература кхмерского народа Кампучии на кхмерском языке. Первые известные письменные памятники надписи на камнях восходят к VII в.; в них использовались санскрит (в поэтич. формах) и древнекхмерский язык. Общий расцвет кхмерской культуры, развивавшейся под влиянием брахманизма и буддизма махаяны, относится к ангкорскому периоду (IX середина XV вв.); в это время в литературе использовался также язык пали. К XV в. относят поэму «Тум и Теау» (записана в XIX в.) о трагической любви юноши и девушки. В послеангкорский период (середина XV середина XIX вв.) выделяется лирическое творчество короля Сомпхиа (XVII в.); известны также его произведения в жанре тьбапов законов. Особое место занимает эпос «Реамкер», сюжет которого основан на одной из версий «Рамаяны». Широкое распространение получили буддийская литература и произведения, написанные на основе джатак (сб. «Паннясаджатака»); авторы из высших сословий. К началу XIX в. относится творчество короля Анг Дуонга (поэма «Какей»).
В период французского колониального господства (середина XIX в. 1953) К. л. представлена в основном поэзией, сохранявшей фольклорную основу, а также романами (т.н. сатра лбаенг), сюжеты которых заимствованы из джатак. Лишь с 30‑х гг. XX в. начинает формироваться современная проза (повести Ньок Тхаема, Рым Кина, Ну Хача и др.). Разрабатываются темы «маленького человека», бесправия женщины, борьбы с феодальными пережитками, суевериями. Заметно некоторое влияние французского романтизма.
После получения независимости (1953) была создана Ассоциация кхмерских писателей (1955), стали издаваться журналы; получили развитие публицистика, литературоведение. В К. л. стали подниматься важные социальные и общественно-политические проблемы. В творчестве Ким Саета заметно влияние идей просветительства. Большая работа проделана по сбору и публикации произведений устного народного творчества. Режим массового террора (1975 янв. 1979), попиравший национальные культурные традиции, пагубно отразился на развитии К. л. После свержения этого режима и образования Народной Республики Кампучии (янв. 1979) осуществляется задача восстановления и сохранения исторического наследия и дальнейшего развития К. л.
Издания:
«Похождения хитроумного Алеу» и другие сказки Камбоджи, М., 1967;
Кхмерские мифы и легенды, М., 1981.Литература:
Осипов Ю.М., Литературы Индокитая, Л., 1980;
Ли-Тхеам-тенг, Аксарсастр кхмаер. Пномпень. 1960;
Ким Саст, Правоат аксарсастр кхмаер, Пномпень, 1966;
Bhattacharya K., Recherches sur le vocabulaire des inscriptions sanskrites du Cambodge, P., 1964.Н. Д. Фошко.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.